1

Тема: Рекомендации по разработке пользовательского интерфейса в VBA

После того, как пользователь научился читать тексты макропрограмм, возникает желание писать их самому. При разработке макропрограммы необходимо придерживаться определенных правил. Некоторые из этих правил кажутся тривиальными, но их все-таки сюит упомянуть. Дру¬гие посвящены не столь очевидным проблемам, понять которые зачастую можно, лишь накопив многолетний опыт. Приведем свод этих правил с надеждой на то, что они помогут грамотно формировать макропрограммы.
1. Создавайте в приложении главную управляющую форму, то есть ту, которую пользователь увидит в начале работы с приложением. Она должна содержать название приложения, описание его назначения и средства для пе¬ремещения между различными частями приложения.
2. Разбейте приложение на четыре-пять логических частей и разработайте отдельные формы для доступа к каждой из них. Таким образом Вы лучше организуете приложение. Если каждой выполняемой задаче соответствует собственная форма, операции станут интуитивно более понятными, и пользователи быстрее освоят программу. Группирование на олной форме не¬скольких самостоятельных задач часто запутывает неопытного пользователя.
3. Предложите пользователю простые средства для перемещения по приложению. Не стоит заставлять его гадать, как обратиться к той или иной форме или к одному из основных компонентов приложения. Эти операции должны быть очевидными. Видимо, лучший способ — разместить на форме крупные кнопки с понятными названиями. Осторожно используйте для пере¬мещения по приложению меню и панели инструментов, поскольку их элемен¬ты не так хорошо воспринимаются пользователем, как кнопки и другие эле¬менты управления на форме. К примеру, новичок зачастую просто не знает, что для реализации некоторого действия надо заглянуть в то или иное меню.
4. Применяйте в своем приложении как можно больше графических средств. Представленная таким образом информация лучше воспринимается пользователями. Например, создавая приложение для отображения данных о продажах, не ограничивайтесь традиционными таблицами, но представьте их в виде диаграмм и даже географических карт.
5. Форматируйте числовые данные. Если в создаваемом приложении предусмотрено табличное представление числовых данных, задайте их автоматичес¬кое форматирование. Это также облегчает восприятие.
6. Не перегружайте форму элементами управления. Их должно быть не более 7—10, оптимально же — около 5. Большее количество элементов управления на форме только путает пользователя,
7. В программах, предназначенных для обработки данных, используйте элементы управления на листах. Например, разместив на листе таблицу с данными и написав программу для управления ими, свяжите программу с элементом управления, размещенным рядом с таблицей. При таком расположении пользователю легче осознать функции этого элемента. В подобных ситуациях применять элемент управления на листе предпочтительнее, чем меню или диалоговые окна.
8. Используйте элементы управления на листах как можно чаще. Рискуя показаться назойливыми, мы еще раз подчеркнем, что элементы управления следует размещать на листах или диаграммах всюду, где это имеет смысл. Некоторые разработчики применяют элементы управления только в диалоговых окнах, заставляя пользователя совершать лишнее действие — открыть окно, чтобы обратиться к элементу. Этого не требуется, если элемент управления размещен непосредственно на листе или диаграмме.
9. Для многоступенчатых процессов создавайте программы-мастера. Разбивая сложные задачи на логические фрагменты и помещая их в окна мастера (один из них был рассмотрен в этой главе), Вы существенно упростите их решение.
10. Применяйте меню, лишь если невозможно разместить элемент управления на листе. Упрятав команду для запуска программы в меню, Вы затрудните ее поиск. Кроме того, объекты управления на листе гораздо понятнее и доступнее. Однако в некоторых случаях без меню не обойтись.
11. Используйте для построения нестандартных командных панелей (меню и панелей инструментов) команду Настройка (Customize) из меню Сервис (Tools). Вложите их в рабочую, книгу и распространяйте вместе с приложением. Для управления командными панелями при работе программы применяйте инструкции VBA.
12. Удаляйте все стандартные элементы интерфейса Excel из своего приложения. Главная цель разработчика — заставить пользователя поверить, что он имеет дело только с Вашим приложением, но не с Excel. Если в приложении не нужно меню Excel, скройте его (оно лишь отвлекает пользователя, работающего с приложением). Кроме того, удалите с экрана все стандартные панели инструментов Excel и измените названия (свойства Caption) объектов Application и ActiveWindow. Если при работе приложения пользователю не нужны стандартные возможности Excel, сделайте так, чтобы пользователь не смог покинуть Ваше приложение и обратиться к Excel.
13. Используйте событие Open объекта Workbook для настройки пара¬метров среды при запуске приложения и событие Close объекта Workbook для восстановления исходных параметров среды при завершении работы приложения. Событие Open запускается при открытии книги, а событие Close — при ее закрытии. Если Ваше приложение изменяет свойства объектов среды (Application, CommandBar, Window и т. д.), не забудьте восстановить исходные значения этих свойств после завершения работы приложения. В процедуре для обработки события Open сохраните в переменных значения всех свойств среды, которые собираетесь изменить. После этого вносите в свойства необходимые изменения, а в процедуре для обработки события Close используйте эти переменные для возвращения свойств среды в исходное состояние. Тем самым Вы гарантируете, что на работу пользователя в Excel не повлияют параметры среды, измененные Вашим приложением.

Удобной и приятной работы в Word!
Перевести спасибо на Яндекс кошелёк - 41001162202962; на WebMoney - R581830807057.